NII TsPK picture

Sergey Valerievich PROKOPIEV

Test Cosmonaut of ROSCOSMOS
Cosmonaut Detachment

DATE AND PLACE OF BIRTH:
Born on February 19, 1975 in Sverdlovsk (now Yekaterinburg).

FAMILY STATUS: Married, has a daughter and a son.

EDUCATION:
In 1992 he finished secondary school No.64 in Yekaterinburg.
In 1997 Sergey Prokopiev graduated from the Tambov Higher Military Pilot School specializing in Command Tactical Aviation, Air Movement Control and was qualified as a pilot-engineer.
At a period of 2002 - 2005 he studied at Michurinsk State Agrarian University specializing in Accounting, Analysis and Audit, upon completion of his study he was qualified as Economist.

AWARDS:
Sergey Prokopiev was decorated with Military Service Order and Medals.

Military Service Order and Medals of the Ministry of Defence of the Russian Federation for Meritorious Military Service Second and Third Classes, For Participation in a Military Parade on Victory Day.

WORK EXPERIENCE:
In 1997 - 2007 he served as Deputy Commander of the aircraft; his service was provided in such cities as Orsk, Ryazan and Vozdvizhenka.
In 2007 - 2009 he served as commander of the Tu-223 aircraft, commander of the air detachment of the 52-nd Heavy Bomber Aviation Regiment at Long-range aviation Air Base Shaikovka, Kaluga region. Combat participant.
In 2009 - 2010 he served as the aircraft commander and since 2010 - as commander of aviation group of strategic bombers Tu-160 of the 121-st Heavy Bomber Aviation Regiment at Long-range aviation Air Base Engels, Saratov region. He participated in the military parade on May 9, 2010 flying the Tu-160 over the Red Square.
Sergey Prokopiev flied the Yak-52, L-39, Tu-134UBL, Tu-223 and Tu-160 and had logged more than 850 hours (by September 2011).
At the meeting of Chief Medical Board (CMB) on September 7, 2010 he was recognized fit by health status for enlistment as the cosmonaut candidate in Yu.A. Gagarin CTC detachment during the next selection. At the meeting of the Interdepartmental Commission for Selecting Cosmonauts and their Assignment to the crews of the Manned Vehicles and Stations on October 12, 2010 Prokopiev was recommended to be appointed to a post of the test cosmonaut candidate of Yu.A. Gagarin CTC.
In accordance with Order of the Head of the Cosmonaut Training Center No. 469 of November 15, 2010 he reported to Yu.A. Gagarin Cosmonaut Training Center on January 31, 2011 and on February 1, 2011 he began to pass general space training with the group of his selection. On February 1, 2011 by Order of CTC Head Prokopiev was appointed as a candidate for test cosmonauts of CTC detachment.
On November 17, 2011 at the Chkalovsky Airdrome near Moscow he began training in zero gravity simulated onboard the IL-76 lab. Before getting a permit to flights he passed theoretical training: studied the guiding documents, familiarized with design, specifications of the IL-76 MDK and methods of performing flights with simulation of weightlessness, as well as the scope and content of exercises and tasks envisaged in the program for each flight. Ten flights with simulation of weightlessness modes were envisaged in the Program.
On March 13, 2012 he began training for extravehicular activity (EVA) in neutral buoyancy laboratory of Yu.A. Gagarin CTC, which provides training in typical operations of EVA with the Orlan-MK spacesuit modified; the suit is specially adapted to operate under water. He made 3 dives: two were aimed at getting and testing the extravehicular activity skills and the third dive was final.
Upon completion of general space training he was permitted to the State Examination; Sergey Prokopiev passed it on July 31, 2012. On August 3, 2012 at the meeting of the Interdepartmental Qualification Commission (IDQC) to assess the training of candidates for test cosmonauts (selection of 2010) he was qualified as a test cosmonaut.
At a period of August 8 - 10, 2012 at the Baikonur Cosmodrome Prokopiev in the preliminary crew together with Sergey Khomenchuk and Ivan Wagner took part in working out the practical actions of the crew after landing in the deserted area.
By Order of the Minister of Defence of the Russian Federation in Prokopiev was dismissed from the Armed Forces August 2012.
In March 2015 at the forum of journal Space News it was reported that he was assigned commander of the prime crew of the Soyuz MS-06 vehicle (the ISS-53/54 Expedition).
On June 22, 2015 by decision of the Departmental Commission Prokopiev was approved as a backup of Kazakh cosmonaut Aidyn Aimbetov in the crew of the Soyuz TMA-18 vehicle (a 10-day ISS visiting Expedition).

On July 28, 2015 at the meeting of the State Medical Board at Yu.A Gagarin Cosmonaut Training Center he was found fit for a space flight by the state of health.
From August 6, 2015 he passed comprehensive training as a flight engineer of the backup crew of the vehicle together with commander Oleg Skripochka and flight engineer Thomas PESQUET. That day the examination training was provided on the Soyuz TMA simulator.
On September 1, 2015 at the meeting of the State Commission at the Baikonur Cosmodrome PROKOPIEV was approved as flight engineer-2 of the backup crew of the Soyuz TMA-18M MTV.
On September 2, 2015 during the launch of the Soyuz TMA-18M MTV he was a backup of vehicle flight engineer-2.
In July 2016 the crew consisting of Sergei Prokopiev, Oleg Artemiev and Andrew Feistel passed training in water survival in localities near Moscow. The crews performed the required tasks of dry, long and short trainings.
On February 7-9, 2017 Prokopiev in the preliminary crew together with Oleg Artemiev and Andrew Feistel passed an autonomous three-day comprehensive training in winter survival actions of the vehicle crew after landing in the wooded and marshy area in winter.
In April 2017 Prokopiev began to take a course of training at the Johnson Space Center in Houston during which he also studied USOS.
On April 21, 2017 at the meeting of Interdepartmental Commission he was approved as commander of the backup crew of the Soyuz MS-07 vehicle and the prime crew of the Soyuz MS-09 vehicle.

On November 28, 2017 at Yu.A. Gagarin CTC Prokopiev together with Alexander Gerst and Jeanette Epps passed a comprehensive test training on the ISS Russian Segment. On November 29, 2017 the crew passed the examination training on the Soyuz simulator.
On November 30, 2017 by decision of the Interdepartmental Commission (IDC) he was approved and appointed as commander of the Soyuz MS-09 prime crew.
On December 16, 2017 at a meeting of the State Commission for Flight Tests of Manned Space Complexes at the Baikonur Cosmodrome Prokopiev was approved and appointed as commander of the Soyuz MS-07 backup crew.
On December 17, 2017 during the launch of the Soyuz MS-07 spacecraft he was a backup of the spacecraft commander.
On April 24, 2018 on the basis of the results of a meeting of the Chief Medical Board he was found fit for space flight for reasons of health.

May 2018.
Based on data of site www.astronaut.ru.

English

Фото ФГБУ НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина

ПРОКОПЬЕВ Сергей Валерьевич

космонавт-испытатель
отряда космонавтов Роскосмоса

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ:
Родился 19 февраля 1975 года в Свердловске (ныне Екатеринбург).

СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: женат, воспитывает дочь и сына.

ОБРАЗОВАНИЕ:
В 1992 году окончил среднюю школу № 64 в Екатеринбурге.
В 1997 году окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков (ТВВАУЛ) по специальности "Командная тактическая авиация, управление воздушным движением", получил квалификацию "инженер-пилот".
С 2002 года по 2005 год учился в Мичуринском государственном аграрном университете по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", по окончании получил квалификацию "экономист".

НАГРАДЫ:
Награжден орденом «За военные заслуги» и медалями Министерства обороны Российской Федерации «За отличие в военной службе» II и III степени, «За участие в военном параде в День Победы».

ОПЫТ РАБОТЫ:
В 1997 - 2007 годах служил помощником командира корабля; службу проходил в городах Орск, Рязань и Воздвиженка.
В 2007 - 2009 годах служил командиром корабля Ту-22М3, командир авиационного отряда 52-го тяжёлобомбардировочного авиаполка на авиабазе Дальней авиации Шайковка Калужской области. Участник боевых действий.
В 2009 - 2010 годах служил командиром корабля, а с 2010 года - командиром авиационного отряда стратегических бомбардировщиков Ту-160 121-го тяжёлобомбардировочного авиаполка на авиабазе Дальней авиации Энгельс Саратовской области. Участвовал в военном параде 9 мая 2010 года, пролетев на Ту-160 над Красной площадью.
Имеет налет на самолетах Як-52, Л-39, Ту-134УБЛ, Ту-22М3, Ту-160 более 850 часов (к сентябрю 2011 года).

На заседании Главной медицинской комиссии (ГМК) 7 сентября 2010 года был признан годным по состоянию здоровья для зачисления качестве кандидата в космонавты в отряд ФГБУ НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина во время будущего отбора. На заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы экипажей пилотируемых кораблей и станций 12 октября 2010 года был рекомендован к зачислению на должность кандидата в космонавты-испытатели ФГБУ "НИИ ЦПК имени Ю.А. Гагарина".
В соответствии с приказом начальника Центра подготовки космонавтов № 469 от 15 ноября 2010 года 31 января 2011 года прибыл в Центр подготовки космонавтов имени Гагарина и 1 февраля 2011 года приступил к общекосмической подготовке с группой своего набора. 1 февраля 2011 года приказом начальника ЦПК был назначен на должность кандидата в космонавты-испытатели отряда ФГБУ НИИ ЦПК.
17 ноября 2011 года на подмосковном аэродроме Чкаловский приступил к тренировкам в условиях невесомости, воспроизводимой на борту самолета-лаборатории (СЛ) Ил-76 МДК. Прежде чем получить допуск к полетам, прошел теоретическую подготовку: изучил руководящие документы, ознакомился с конструкцией, техническими характеристиками СЛ Ил-76 МДК и методикой выполнения полетов с воспроизведением невесомости, а так же с объемом и содержанием упражнений и заданий, предусмотренных программой каждого полета. Программой предусмотрено 10 полетов с воспроизведением режимов невесомости.
13 марта 2012 года приступил к тренировкам по внекорабельной деятельности (ВКД) в гидролаборатории ЦПК им. Ю.А. Гагарина, которая предусматривает подготовку к типовым операциям ВКД в модификации скафандра "Орлан-МК", приспособленной для работы под водой. Выполнил 3 погружения: два были направлены на получение и отработку навыков внекорабельной деятельности, третье занятие - итоговое.
После окончания общекосмической подготовки был допущен к Государственному экзамену, который сдал 31 июля 2012 года. 3 августа 2012 года на заседании Межведомственной квалификационной комиссии (МВКК) по оценке подготовки кандидатов в космонавты-испытатели набора 2010 года получил квалификацию "космонавт-испытатель".
С 8 по 10 августа 2012 года на космодроме Байконур в составе условного экипажа вместе с Сергеем Хоменчуком и Иваном Вагнером принимал участие в практической отработке действий экипажа после приземления в условиях пустынной местности.
Приказом министра обороны РФ в августе 2012 года уволен из Вооруженных сил в запас.
В марте 2015 года на форуме журнала "Новости космонавтики" появилось сообщение о его назначении командиром основного экипажа корабля "Союз МС-06" (экспедиция МКС-53/54).
22 июня 2015 года решением Межведомственной комиссии утвержден в качестве дублера казахстанского космонавта Айдына Аимбетова в экипаже корабля "Союз ТМА-18М" (10-дневная экспедиция посещения МКС).

28 июля 2015 года на заседании Государственной медицинской комиссии в ЦПК имени Ю.А. Гагарина был признан годным к космическому полету по состоянию здоровья.
C 6 августа 2015 года проходил комплексные тренировки в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля вместе с командиром Олегом Скрипочкой и бортинженером Тома Песке. В этот день состоялась экзаменационная тренировка на тренажере ТПК «Союз ТМА».
1 сентября 2015 года на заседании Государственной комиссии на космодроме Байконур был утвержден в качестве бортинженера-2 дублирующего экипажа ТПК «Союз ТМА-18М».
2 сентября 2015 года во время старта ТПК «Союз ТМА-18М» был дублером бортинженера-2 корабля.
В июле 2016 года экипаж в составе Сергея Прокопьева, Олега Артемьева и Эндрю Фейстела прошел тренировки по «водному выживанию» в Подмосковье. Экипажи выполнили задачи «сухой», «длинной» и «короткой» тренировок.
7-9 февраля 2017 года в составе условного экипажа вместе с Олегом Артемьевым и Эндрю Фейстелом прошел автономную трёхдневную комплексную тренировку по «зимнему выживанию» - действиям экипажа космического корабля после посадки в лесисто-болотистой местности зимой.
В апреле 2017 года приступил к прохождению курса тренировок в Космическом центре им. Джонсона в Хьюстоне, во время которых так же изучал Американский сегмент МКС.
21 апреля 2017 года на заседании межведомственной комиссии (МВК) утвержден в качестве командира дублирующего экипажа корабля «Союз МС-07» и основного экипажа корабля «Союз МС-09».

28 ноября 2017 года в ЦПК им. Ю.А. Гагарина вместе с Александером Герстом и Джанетт Эппс сдал комплексную зачетную тренировку на Российском сегменте МКС. 29 ноября 2017 года экипаж сдал экзаменационную тренировку на тренажере ТПК «Союз».
30 ноября 2017 года решением Межведомственной комиссии (МВК) утвержден в качестве командира основного экипажа корабля «Союз МС-09».
16 декабря 2017 года на заседании Государственной комиссии по проведению лётных испытаний пилотируемых космических комплексов на космодроме Байконур был утвержден в качестве командира дублирующего экипажа ТПК «Союз МС-07».
17 декабря 2017 года во время старта ТПК «Союз МС-07» был дублером командира корабля.
24 апреля 2018 года по итогам заседания Главной медицинской комиссии был признан годным к космическому полёту по состоянию здоровья.

Май 2018 г.
По материалам сайта www.astronaut.ru и gctc.ru.